Галопом по Европам: Часть I

«Никогда не читайте перед завтраком советских газет», – говаривал весьма уважаемый мной литературный персонаж. Теперь от себя уверенно могу добавить: «И «буржуйских» журналов – после ужина.» Попадись мне та статья в британском «RallyXS» перед рабочим днем – может, ничего и не случилось бы. А так – тихий вечер, аккорды классических рок-композиций из динамиков аудиоцентра и сто граммов «Блэк Лейбл» позволили идее не только возникнуть, но и быть «обкатанной» в голове в самых разных аспектах. Условие оказалось достаточно простым. Раллийный календарь предлагает редкое сочетание – в течение одного месяца на юге Европы проходят три гонки. Рядом по срокам, рядом по географии. Конечно, британский журнал адресовал эту идею болельщикам. Но что, если попробовать превратить идею в план рабочей поездки?

Наш редактор, к счастью, еще находился под впечатлением от недавнего посещения шведского ралли, и мысль показалась ему не совсем бредовой. «Но только учти – полностью взять на себя финансирование редакция не сможет! Больно дорогой проект получается. Надо искать поддержку на стороне».

Описывать поиски этой самой «поддержки», наверное, – не стоит. Скажем так: люди, готовые разделить безумную идею, нашлись тогда, когда мы уже были на грани окончательного решения об отказе. Спасибо компании «Ситроен Центр Москва», предоставившей автомобиль. Спасибо не нуждающейся в представлениях страховой компании «Росгосстрах – Северо-Запад». Спасибо московской фирме All Star Tuning, делающей так много для ралли в России. Спасибо всем тем людям, которые на разных этапах подготовки и осуществления проекта прониклись этой идеей.

Сам толком не веря в реальность происходящего, я мчал на новеньком Citroen C3 по ночному шоссе из Москвы в Петербург. Еще неделю назад я суеверно не посвящал в планы друзей – боялся сглазить. А теперь позади последние хлопоты-сборы. Конечно, все давно рассчитано, просчитано и прикинуто. Распечатаны карты маршрута, определен список вещей в дорогу.
Вот и Питер. Набережная Невы, Троицкий мост, сфинксы… Новенький офис «Росгосстраха» – тоже ведь судьбоносная точка на маршруте. Перечеркнутый белый знак «Санкт-Петербург», трасса «Скандинавия». Странно, но если на этой дороге обычно возникало желание «притопить», то сейчас еду не торопясь, лишь изредка крупные цифры жидкокристаллического монитора спидометра переваливают за 130. Торопиться некуда, до парома в Швецию еще больше семи часов.

Граница встретила субботним затишьем и каким-то благодушием. Так легко и быстро, пожалуй, давненько не приходилось проходить все оформления. Забавно, но «жутко официальная» доверенность, «уполномачивающая Борисенко А. Л. … паспорт… управлять автомобилем Citroen C3 на территории России и Европы», никого не заинтересовала. Она вообще окажется чуть ли не самым невостребованным документом за всю поездку, и – когда через месяц усталый инспектор остановит меня под утро на въезде в Питер – потребуется немало усилий вспомнить, куда она там завалилась. Но это будет еще так нескоро!Даже монотонные финские шоссе на этот раз не навевают такую тоску, как обычно. Северная природа прощается с летом. Яркая листва на уцепившихся за каменистые холмы деревьев – какой ты будешь, когда увидимся снова… Затяжные подъемы и спуски на пути от Хельсинки к Турку не очень нравятся моей машине. Она пытается «затухнуть» и просит переходить в «ручной» режим, переключаясь порой на третью передачу. Зато датчик топлива откровенно радует. Моторчик вполне обходится шестью литрами бензина на сотню, и дозаправиться решаю лишь у самого порта Турку. Да и то, чтобы побольше проскочить по Швеции без заезда на их заправки, как известно, оставшиеся верными кроне, а не евро.

Почему Турку? Соображения выбора маршрута на пароме были простыми – финансовыми. Двенадцать «лишних» литров бензина и полтора часа пути – на одной чаше весов. Почти 50 евро разницы в цене на билет – на другой. Это лишь поначалу бродили мысли, на пароме добраться до самой Германии – в Киль или Росток. До тех пор, пока не узнал, что вместо 90 евро за такое путешествие придется выложить почти полтысячи. Ничего, за такую разницу сами прокатимся! Тем более, что в Швеции удавалось бывать раньше только зимой.

Уютный паром «Габриэла» Viking Line принимает нас с С3 на борт. «Викингом» решил плыть на этот раз просто для разнообразия – ведь в прошлый раз пересекали Балтику на Silja Line. Две эти компании практически одинаковы по уровню и качеству сервиса (и уровню хорошему, кстати, – в этом убедился позже, при сравнении), примерно одинаково и расписание, так что, объективно, выбор делать не нужно. Идеальная тишь каюты – она досталась на почти самой верхней палубе, и то, что мы куда-то движемся, было практически незаметно.

Рассвет еще только тронул небо Стокгольма, когда мы выкатывались на шведскую землю. Город этот стал одним из любимых в Европе, но на этот раз – не до красот! Черт, а вот терминал-то прибытия не тот, что в прошлый раз. От «Сильи» по указателям тогда выскочили на шоссе без проблем, здесь тоже с указателями нет проблем, но… вот как-то слишком долго уже едем по городским улицам. В очередной раз подмечаю, что кругом много строительства. Дома, дороги… Вон тоннель какой-то новый в скале «прогрызают». Но пора бы уже и на автостраду вырулить! Тем не менее – после почти получасового кружения «вслед за указателями» – наступает и этот момент. Шведская карточка GSM занимает место в запасном мобильнике, на ближайшей заправке «дозаправляю» именно ее – покупаю «карту пополнения».
Дорога до Карлскуги уже кажется знакомой, а значит – и более короткой. Вообще-то, если ехать через страну «насквозь» в сторону Дании и Германии – этот город не совсем по пути, выходит «крюк» километров в сто. Но – надо было, да и с точки зрения путешественника заехал, как оказалось, не зря. Посмотрев на мои карты-распечатки, шведский знакомый лишь качнул головой и достал откуда-то с полки свою карту. «Можно, конечно, и так, как у тебя написано, ехать, но на этом шоссе сейчас ремонт и возможны пробки. Вот эта дорога будет быстрее, а эта… просто красивее! Если не торопишься особенно – прокатись. Места красивые».

Кстати, тщательно распечатанные из Интернета маршруты в итоге так и не пригодились – везде привычнее было пользоваться «нормальными» картами, пусть даже и выкладывая за них по 6-8 евро в каждой стране. Может, это и мой консерватизм, но «взгляд сверху» позволял лучше оценивать положение, а масштаб карт – очень точно отслеживать процесс передвижения и его соответствие намеченному расписанию. Показалось удобнее. Хотя на стадии предварительных расчетов распечатки из Интернета были незаменимы. И, кстати, позволили прикинуть километраж и расход топлива достаточно точно, а заодно и получить информацию, где придется платить за проезд по дорогам и мостам.

Места вокруг небольшого городка Лакса (что, как я понял, на русский бы перевелось как Лососевое) оказались красивыми настолько, что через несколько часов я в полном восторге звонил знакомому с благодарностями! Что удивило – так это почти полное отсутствие людей и небольшое число машин на этих местных дорогах. Выходной, конечно, но чтобы настолько… Роскошные озера, по берегам которых вилась лента шоссе, кажется, доставались мне одному. Короткие остановки в местах отдыха, кадры все той же величественной в своей строгости северной природы… Впрочем, почему «той же»? Шведские цвета показались более мягкими, не такими яркими, как в Финляндии. Или это страна так воздействует своей умиротворенностью?
И снова – скоростное шоссе. С некоторой грустной иронией вспоминаю суету наших «трехполосок». К таким дорогам давно испытываю особую нелюбовь – этакие «тропы смерти». Но это – у нас, а в Швеции возможность получить «в лоб» особо ретивого «обгоняльщика» отсутствует. И не только потому, что народ просто едет, не стремясь доказать всем вокруг себя, что «мне надо быстрее всех и больше всех». Захочешь – не полезешь на «встречку», ведь в местах трехполосного движения почти везде (а на главных магистралях – и просто везде) стоят заборы. От 400 метров до двух километров – зона обгона для одной стороны, средняя полоса отдана им. Затем – изволь перестроиться в один ряд, здесь обгоняют те, кто движется навстречу. Сколько же человеческих жизней спасено этой нехитрой (хотя и требующей дополнительных средств) организацией движения! Не говоря уже о четкости знаков.

На подъезде к городу с названием, прочно ассоциирующимся со всякими бензопилами и прочим инструментом – Хускварна, приходится-таки заруливать на заправку. Приятная новость – здесь теперь гораздо проще принимают евро. Да, страна приняла решение остаться верной национальной валюте, но, похоже, принято и «джентльменское соглашение» о дополнительном удобстве для жителей остальной Европы.
Мост в Мальме, соединяющий Швецию и островную Данию в районе Копенгагена, был оставлен на обратный путь. Уже стемнело, а хотелось увидеть это грандиозное сооружение во всей красе. Ведь этот мост, по которому проходит граница двух стран, – один из самых крупных в Европе. И при въезде на нем со шведской стороны даже создан небольшой музей. А сейчас, в ночи, берем курс на «Ха-Ха». К паромной переправе между шведским Хелсинборгом и датским Хельсингером. Именно к указателям «H-H ferries» и привязываются последние километры пути по шведской земле. Впрочем, для меня не менее наглядной стала ориентировка… по стайке Porsche с датскими номерами. Явно какой-то «марочный клуб» возвращался из воскресного путешествия.

Переправа работает, несмотря на полуночный час. Тридцать евро (а платить можно в шведской или датской валюте, равно как и в универсальных европейских деньгах, – удобно), и наш С3 вкатывается на кораблик буквально за минуту до отхода. Машин в это время мало, а народ в нехитром кафе паромчика производил абсолютно «повседневное» впечатление. Едва успеваю допить чашку кофе – прибыли! Переход из одной страны в другую занял меньше пятнадцати минут.

После Швеции Дания показалась чуть менее ухоженной и «вылизанной», хотя вряд ли можно судить об этом, продвигаясь по ночному шоссе. Зато заправка-«автомат», куда я зарулил, немного сбившись с маршрута, обрадовала бесплатной и подробной картой страны – подходи и бери. Больше плутать не пришлось, и, проскочив по объездному шоссе мимо Копенгагена, через час приближаюсь к западной границе острова.

Мост выплывает в ночи, как фантастическое видение. Каков же тогда тот, «большой», в Мальме? Тот, по которому предстоит проехать сейчас, уже производит впечатление исполина! Веер толстенных тросов сбегается к высоченным опорам – массивным, но создающим ощущение легкости. Где-то вверху пробегают искры габаритных огней. Подсветка лишь подчеркивает масштаб сооружения. Спрашиваю на въездном «чекпойнте» (оплата – 29 евро, причем взимается она не только за проезд по мосту, но и за первые несколько десятков километров шоссе с той стороны) разрешения остановиться перед въездом и сделать несколько кадров. Никаких проблем, благо, движения сейчас почти нет.

Ветер на мосту порывами бьет в борт «Ситроена», где-то далеко внизу – огоньки бухты. Не знаю, как все это выглядит днем, но ночью впечатляет. Ни о какой остановке на самом мосту речи и быть не может – здесь режим автострады, а не «туристическая точка». Но вот исполин позади, и снова в свете фар клочьями появляется туман. Вернее, какая-то дымка. В таком режиме начинаешь уставать быстрее, и вскоре принимается решение – пора останавливаться на отдых. Ага, вот и крупная заправка, а около нее – парковка. И не просто площадка с разметкой, а небольшой «парк», где грузовикам выделен свой уголок, автобусам – свой, а легковым машинам – свой.

Под лирические задушевные аккорды баллад Rainbow пытаюсь провалиться в сон, закутавшись в спальный мешок. Пытаюсь, но чувствую: по машине шарит сноп света. Недовольно выглядываю в окно: и обнаруживаю, что источником этого света является мощный фонарь в руках полицейского…