Volvo C30: Докатились!

Купе C30 займет свое место в истории Volvo, расположившись где-то между внедрением лямбда-зонда и победой в чемпионате мира по ралли в 1965 г. Только за один дизайн кузова ему присудили «золотой руль» в Германии и назвали автомобилем года в Италии. Он мог бы быть лучшим в абсолюте, но в этом сезоне компакт-класс просто оказался не в моде. Его покупатели молоды и успешны, но потомство пока не входит в их планы. Они рассматривают автомобиль как развлечение и способ поддержания активного ритма жизни, но чувство вкуса не позволяет им выбрать спорткупе или тюнингованный хэтч. То же чувство не оставляет таких молодых людей в магазине одежды, мебели или бытовой техники — дизайн для них a priori. «Когда же дело доходит до автомобиля, – уверены в Volvo, – эти люди остановят свой выбор на Volvo C30». Такими маркетологи шведской компании видят целевую аудиторию своего нового компакта, которая сможет по достоинству оценить экстравагантное купе со стеклянной задней дверью. Подобное решение от Volvo в XXI в. оказалось таким же неожиданным и любопытным, как внедорожник от Porsche. С одной стороны, С30 – носитель фамильных черт, с другой – авангардист и стиляга. Форма капота с удлиненными фарами и низкой широкой решеткой радиатора плюс скошенная крыша вносят динамику в облик С30. Задние боковые панели имеют мощную округлую форму, которую подчеркивают фонари и стеклянная дверь багажника. Если бы не она, Volvo С30 был бы полноправным хэтчбеком. НЕ ПЕРВЫЙ БЛИН Volvo за свою историю дважды выпускали стилистически похожие на новинку автомобили: первой была модель 1800ES, появившаяся в конце 1960-х, а затем, в 1986 г., – 480ES. При этом «четыреста восьмидесятые» и сегодня не редкость на дорогах. Оба автомобиля в свое время имели определенный успех, а 480 ES продержалась на конвейере почти 10 лет. Так что, С30 – уже не первая попытка шведов войти в гольф-класс с автомобилем, напоминающим хэтчбек… Даже журналисты, характеризуя шведский компакт, иногда путаются в определениях, а сами производители предпочитают избегать конкретики, чаще всего говоря просто: «Volvo C30»… У тех, кто предпочитает С30, со вкусом все в порядке. Им не нужны излишества в салоне собственной машины – только стильный и функциональный интерьер. Поэтому отделка и технологический инструментарий практически полностью позаимствованы от Volvo S40, только места здесь всего для четверых. ОБГОНЯТЬ? НЕ ОБГОНЯТЬ? Чтобы помочь водителю распознать автомобили, находящиеся в «мертвой зоне», Volvo C30 может быть укомплектован cистемой BLIS (BLind spot Information System). Система использует камеры, установленные на боковых зеркалах, и сигнализирует о наличии другого автомобиля в «мертвой зоне». В этом случае около зеркала загорается сигнальная лампочка, которая помогает принять правильное решение при маневре. При желании, систему можно отключить. Нам не понравилась работа BLIS в городе: из-за того что система реагирует даже на припаркованные по обочинам автомобили, лампочка постоянно отвлекает и заставляет вертеть головой, перепроверяя показания системы. Включать BLIS лучше за городом. Вместо дивана сзади расположены два полноценных сиденья с откидывающимся подлокотником. При этом добраться до заднего ряда не так-то просто: сначала наклоняем сиденье вперед, затем нажимаем кнопку на спинке кресла – и электричество плавно толкает его, освобождая проход назад. Если не торопишься, претензий к такой системе никаких… Приятно, что спинки задних сидений регулируются независимо друг от друга. А сложить задние кресла можно как из багажного отсека, так и изнутри. Впрочем, меня, как водителя, комфорт на заднем сиденье волнует меньше всего. Другое дело, что постоянно находится в руках, ногах, за спиной и перед глазами. Ощущение того, что находишься внутри S40, справедливо не покидает довольно длительное время. «Парящая» центральная консоль – такая же плоская и так же выделяется на черном фоне передней панели. Кнопки управления климатом, музыкой и другими возможностями находятся довольно близко друг к другу: это непривычно, и в движении пальцы то и дело нажимают на соседние кнопки. Белые шкалы спидометра и тахометра безупречно читаются и просматриваются сквозь верхнюю половинку спортивного руля. Сам статус «спортивного» руля оставим на совести шведов: трехспицевый дизайн и утолщения в зонах хвата – это, конечно, хорошо, но диаметр могли бы сделать и меньше (у SAAB, кстати, схожая ситуация с рулевым колесом: шведский синдром?). Тем не менее, для ежедневной эксплуатации такой руль вполне подходит. Как бы ни экспериментировали шведы с экстерьером и интерьером своих новинок, в плане систем безопасности они навсегда останутся консерваторами. А также лидерами и законодателями моды. Новый С30 уже в базовой комплектации имеет такой активно-пассивный инструментарий, который не могут себе позволить многие базовые седаны D-класса других именитых марок. В Volvo С30 нет задней двери, а чтобы попасть в багажный отсек, нужно открыть заднее стекло. Способ доступа в багажник стал решающим фактором в самоопределении С30: не хэтчбек, а спорткупе! Передняя и задняя части кузова сделаны из разных видов стали и имеют различные деформационные характеристики. Это позволяет так перераспределять и поглощать нагрузки при столкновении, что салон остается невредимым. Особенно много шведы уделяют внимание лобовому столкновению: автомобиль оснащен деформируемым педальным блоком, двухступенчатыми подушками безопасности и складываемой рулевой колонкой. А двигатель располагается так, что при фронтальном ударе в моторном отсеке остается достаточно места для его смещения без передачи нагрузки на пассажирский салон. Есть средства и от бокового удара: спасают система SIPS (Side Impact Protection System), боковые подушки безопасности и надувные шторки IC (Inflatable curtains). А передние сиденья защищают, в том числе, и от плетевого удара системой WHIPS (Volvo’s Whiplash Protection System), которая нацелена на снижение риска повреждения шеи. Канули в Лету те времена, когда человека за рулем Volvo шутливо называли «вольво-драйвер», имея в виду вальяжный и неуклюжий характер его машины. Теперь за настройку шасси отвечает Ford, выделивший С30 платформу от бестселлеров – Focus II и Mazda3. Volvo смягчили ее как могли; получилось уже не так жестко; хотя и к управляемости претензий не оказалось, даже в нашей 2.4-литровой версии (на модификации с мотором Т5 подвеску сделали короче и жестче). ЦЕНЫ «Вольво» относят себя к премиум-брендам, но краем глаза поглядывают и на тех покупателей, которые задумываются о приобретении Golf или Civic. «Фордовский»1.6-литровый 100-сильный мотор позволил Volvo приблизиться к бюджетной нише и снизить базовую стоимость до $22 900. В базовую комплектацию входят система курсовой устойчивости DSTS, ABS с EBD и Brake Assist, системы защиты от ударов сзади (WHIPS) и сбоку (SIPS), шесть подушек безопасности, электроусилитель руля, кондиционер, электропривод стекол и зеркал с обогревом, CD-магнитола, иммобилайзер и регулируемая рулевая колонка. Цены на 2.0-литровый 145-сильный двигатель начинаются с $26 900, а коробка-«автомат» доступна только с 2.4-литровым 170-сильным мотором; такой С30 стоит от $29 900. *Стоимость автомобиля, побывавшего на нашем тесте, составляет свыше $45 000. BMW 120iA с «автоматом» и 2.0-литровым мотором обойдется примерно в $41 000 (в пересчете с 31 600 евро). Audi A3 может выйти чуть дешевле: около $40 000 за 2.0-литровый 150-сильный хэтчбек с автоматической КПП Tiptronic. Но подвеска не так скоро заставила обратить на себя внимание: работает – и ладно. А вот псевдоспортивная баранка удивила неплохим внятным усилием, ослабевающим со снижением скорости. На высоких скоростях у руля остается пара градусов малочувствительной зоны, и автомобиль не рыскает по сторонам на малейшей его поворот. А в вираже, наоборот, руль становится максимально чутким к водительским действиям. Зато чуткостью не отличается «ватная» педаль газа, затрудняющая управление двигателем. 2.4-литровый 170-сильный мотор – самый «бюджетный» из двигателей, с которыми предлагается автоматическая КПП. Отличный агрегат! Тяговитый и задорный, он буквально требует раскрутить его до предела, чтобы услышать, как зазвучит раскатистый голос на высоких оборотах. А звучит качественно – несмотря на то, что для максимально динамичной езды предлагается 220-сильный Т5. «АБОНЕНТ ВРЕМЕННО НЕДОСТУПЕН…» Чтобы ничто не отвлекало водителя во время опасных дорожных ситуаций, Volvo C30 оснащается интеллектуальной системой информирования водителя IDIS (Intelligent Driver Information System). Это электронная информационная система постоянно контролирует некоторые функции автомобиля: например, поворот руля, интенсивность нажатия педали газа, датчики направления движения и тормоз. Когда текстовые сообщения или входящие звонки со встроенного телефона могут помешать водителю, сигнал об их поступлении откладывается до более благоприятных условий. При желании, эту систему можно отключить. Но главная причина, почему 2.4-литровый мотор не тянет на титул «драйверский»: он не агрегатируется с механической КПП. В компанию к нему идет только пятиступенчатый «автомат» Geartronic. Неплохое устройство, но, как и все «автоматы», скрадывает часть потенциала двигателя. Автоматическая коробка передач в городском темпе почти не вызывает претензий. Передачи перебирает резво, «вниз» спускается почти без пауз, не шумит и работает без рывков. Но в более или менее динамичном режиме появляются заминки при «кик-дауне» и чувствуется нежелание КПП быстро спускаться «вниз». Часть проблем можно решить, включив ручной режим: например, ото-двинуть момент переключения немного дальше стандартных 6 000 об/мин. Яркий, динамичный, как всегда, технологичный – у Volvo получился отличный автомобиль! И, при всем при этом, он подается еще и как недорогой. Хотя нет: от последнего утверждения лучше воздержаться. Во-первых, определение «недорогой» может задеть самолюбие «премиумной» шведской марки, а во-вторых, наша тестовая версия (отметим, не самая топовая) стоила – Бог ты мой! – более $45 000. Как тут говорить о «бюджете»?!