Четыре из четырёх

Безнадежно канули в Лету времена, когда полноприводные машины использовались исключительно по своему прямому назначению: проезжать там, где можно только ходить, и то не совсем уверенно. Когда за рулем этих автомобилей можно было увидеть разве что бравых солдат, молчаливых лесников, фермеров с их классическими фермерскими странностями и прочих геологов-разведчиков. Среди «гражданских» мало находилось любителей поистязать свои плоть и нервы за баранкой подобного транспортного средства. Покупка внедорожника была во многом вынужденным выбором – раз уж судьба занесла жить в стороне от цивилизации с ее асфальтированными просторами.

Нельзя сказать, что вездеходы не совершенствовались, однако темпы их прогресса заметно отличались от «легковых». Достаточно сказать, что главным событием двух послевоенных десятилетий со времен суровых Willys-Overland MB и Land Rover 180 стало появление закрытых кузовов. Весь остальной набор – плоские стекла, «дубовые» рули и педали, тихоходные моторы и рессоры – оставался в строю, невольно воспитывая в любом владельце внедорожника настоящего мужчину.
Первой знаменательной датой стал год 1970-й, когда на свет появились Range Rover и Suzuki LJ. Один научил получать удовольствие от обладания внедорожником богачей и аристократов, другой – всех остальных. Мощный, щедро оснащенный Range неплохо смотрелся на лужайках графских поместий, а дешевый и легкий в управлении LJ (позже сэволюционировавший в Samurai) сделал жизнь обитателей и гостей курортных местечек еще беззаботнее. Однако другие производители не спешили заражаться офф-роудным энтузиазмом и продолжали либо выпускать полувоенные машины в спартанском стиле, либо вообще игнорировать данный сектор рынка. Как ни странно, но одним из первых правильное направление предугадал отечественный «АвтоВАЗ», запустив в апреле 1977 года в серию «Ниву» – достаточно комфортабельный автомобиль с достойной динамикой. Однако к моменту полномасштабного выхода на зарубежные рынки машина успела безнадежно устареть. А продолжил тенденцию Chevrolet S-10 Blazer/GMC Jimmy 1982 года – массовый и доступный внедорожник, ездить на котором было столь же удобно и приятно, как на обычной легковушке.

Очередной поворот произошел в 1988-м. Daihatsu Feroza и Suzuki Sidekick/Vitara показали всему миру, что вездеход может быть компактным, надежным и экономичным. И, что немаловажно, стильным. А значит – привлекательным с точки зрения прекрасной половины. Число потенциальных покупателей возросло едва ли не вдвое, и это была уже серьезная игра.

Что и доказал феноменальный успех модели Ford Explorer 1990 года. Именно фордовскому «Исследователю» суждено было стать провозвестником внедорожного бума, охватившего всех и вся. Для американцев он стал воплощением идеального автомобиля: большого, просторного, быстрого. А в наступившую эпоху борьбы за безопасность размеры его кузова на уровне подсознания воспринимались как гарант защиты от любых неурядиц. В общем, Explorer оказался передвижным воплощением лозунга «Мой дом – моя крепость». С объемами продаж до 450 000 единиц ежегодно в Северной Америке автомобиль вышел на второе место в рейтинге популярности. Однако Explorer знаменателен не только этим. Неожиданно выяснилось, что покупателю не так уж нужна… проходимость! Существенная часть клиентов заказывала машины в заднеприводном варианте – так оно и дешевле, и экономичнее. Чаша приоритетов склонилась в сторону имиджа и ощущения безопасности, что привело к безудержной гонке размеров, которая достигла кульминации с появлением таких монстров, как «демилитаризованный» Hummer и Ford Excursion.
В 1992 году окончательно прояснилось, что лихой внешний вид, динамика и управляемость станут принципиально важными чертами внедорожников. На сцену триумфально вышел Jeep Grand Cherokee с его безумными моторами V8. А два года спустя началась эра «паркетных» внедорожников – машин с относительно скромными вездеходными качествами, но жизнеспособных в городской среде. Бойких, маневренных и послушных. Тон задали Toyota RAV4 и Honda CR-V, да и Kia Sportage с его достаточно серьезной трансмиссией удачно пристроился в кильватере флагманов.

«Деградация» продолжалась, и в 1996 году мир впервые услышал термин «кроссовер», под которым понималась помесь универсала и легкого внедорожника. Застрельщиком выступила компания Subaru, известный спец в делах «4х4». Ей удалось почти синхронно вывести на рынок две модели – Forester и Legacy Outback, вскоре вызвавших волну подражаний.

На другом фланге успешно продолжалось подтягивание комфортабельности вездеходов до планки лимузинов. «Примой» стал новый Range Rover с его пневматической подвеской, а за ним в оказавшуюся столь лакомой нишу рынка вторгся первый «легковой» премиум-брэнд – Lexus. Модель LX450 хоть и копировала брутальный Land Cruiser 80-й серии, но копировала его с роскошью и размахом. Внедорожники, еще вчера производившие на обеспеченную общественность впечатление плебейских рабочих лошадок, в мгновение ока вошли в моду, а их присутствие в производственной программе стало для всех именитых производителей вопросом чести и даже выживания.

В 1996 году к полному приводу приобщились Lincoln и Infinity – в основу их дебютных моделей Navigator и QX4 легли Ford Expedition и Nissan Terrano соответственно. Однако по-настоящему ставки выросли через год, с приходом признанного законодателя мод – немецкого Mercedes-Benz. Его «M»-класс раз и навсегда определил формулу успеха: вразумительные габариты, мощные двигатели с автоматическими коробками передач и немудреные трансмиссии с электронным управлением. Управляемость не просто для галочки, а как средство активного и безопасного вождения. Оснащение – как минимум на уровне престижных седанов бизнес-класса, желательно выше. И, конечно же, одна из вожделенных эмблем на решетке радиатора. Как результат – залог коммерческого успеха по обе стороны Атлантики.

В следующие несколько лет на освещенный и освященный трехлучевой звездой путь встали буквально все. Оперативнее всех среагировал Lexus, под названием RX300 выставивший на мировой рынок внедорожник Toyota Harrier. Чуть позже подоспели несравненный BMW X5 и стильный Acura MDX. В том же русле старается держаться Chevrolet TrailBlazer со своими двойниками, Oldsmobile Bravada II и GMC Envoy II. Из новобранцев стоит отметить «маленький» Lincoln Aviator, дублирующий новый Ford Explorer, и Volvo XC90, воплотивший яркий фирменный стиль во внедорожном формате. Особняком пока стоит еще одна историческая люкс-марка – Cadillac. Ее Escalade относится к породе американских динозавров, однако уже в этому году в салонах дилеров появится модель SRX, созданная с прицелом на Европу.

Живы и здравствуют «кроссоверы», они же «универсалы повышенной проходимости». Идеи Subaru еще в 1997 году подхватили на Volvo с их V70 XC AWD, также известным как Cross Country. Затем появились Audi Allroad и Mitsubishi AirTrek, вот-вот готовый выйти на европейский рынок под именем Outlander. В недалеком будущем мы увидим схожий по идеологии Infiniti FX45.
Год 2001-й ознаменовался получением внедорожниками принципильно нового статуса, высочайшего из возможных. Под прямую угрозу со стороны «месителей грязи» впервые попали машины представительского класса и спорткары. Шикарный Range третьего поколения вполне способен ввести в искушение поклонников «S»-класса и «семерки», а Porsche Cayenne на автобане готов принять вызов от самих Ferrari. Cayenne поможет выйти на внедорожную орбиту еще двум маркам – Volkswagen, чей Touareg уже находится в производстве, и Audi, готовящую свое версию этого автомобиля с прицелом на 2005-06 годы.

Если говорить о краткосрочной перспективе, то есть о годе начавшемся, то в нем, кроме кадиллаковского SRX, нас ожидают еще три новинки. BMW завершает работы над X3, который позволит сделать мюнхенские внедорожники несколько более «демократичными», в первую очередь, в финансовом смысле. А вот проект «большого» X7, судя по слухам, находится на грани закрытия. Странно, ведь Mercedes-Benz вовсю готовит бомбу под названием GST, и стоит он в планах на 2004 год. Nissan готов удивить мир шокирующе агрессивным Murano. Возможно, чуть позже эта машина поступит в продажу с брэндом Renault – в качестве первого в истории французского внедорожника. Наконец, под маркой Buick начнется выпуск модели Rainier, базирующейся на Chevrolet TrailBlazer.

А что же остальные? Ясность есть только с компанией Lamborghini, которая выпускала культовый LM002 с 1986 по 1991 годы, и к данной теме возвращаться не собирается. FIAT и Alfa Romeo неоднократно намекали на возможность появления легкого «паркетника», назывались даже партнеры – то ли Mitsubishi, то ли Subaru, но воз и нынче там. Пару лет назад в прессу просочилась информация, что для марки SAAB будет разработана модель на базе Buick Rendezvous, однако вряд ли американский увалень хоть сколько-нибудь соответствует духу шведских «истребителей». В середине девяностых схожий прием вознамерилось осуществить руководство Ford Motor, задумав имплантировать брэнд Jaguar на переоформленный Explorer. К счастью, разум возобладал, и святотатсва не произошло. Сегодня поговаривают, что британская кошка окажется на капоте видоизмененного Volvo XC90.

Внедорожники остаются одним из самых примечательных явлений в жизни современного общества. С практической точки зрения они особого смысла не имеют – мир, где живут владельцы ML и Х5, обустроен весьма комфортно. Но с точки зрения психологической они претендуют на звание палочки-выручалочки: за рулем такой машины человек получает возможность отстраниться от повседневной суеты, в буквальном смысле возвыситься над ней. Наконец, почувствовать себя совершенно другим – независимым, сильным и активным, в определенной степени авантюристом. Поскольку как раз этих качеств современникам и не достает, завершения внедорожного бума пока не предвидится.