Экологические нормы Euro-5 и –6 завышены?

Принято считать, что каждый раз, с принятием очередного подобного документа, дышать в Европе становится все легче и легче. Однако есть мнение, что на сей раз экологическая ситуация на Континенте может даже ухудшиться…

Результаты голосования европейских парламентариев должны теперь подтвердить страны – участники ЕС. Большинство экспертов сходится во мнении, что эта процедура завершится в 2007 году – пока в Евросоюзе председательствует Германия, после чего, с сентября 2009 года, каждый выпускаемый в Европе автомобиль должен будет соответствовать новым экологическим стандартам. Между тем, пожалуй, впервые за всю историю принятия общеевропейских экологических правил, автопроизводители подвергли документ весьма резкой критике.

Как говорится в пресс-релизе, опубликованном Ассоциацией европейских автопроизводителей АСЕА (в которую входят BMW Group, DAF Trucks, DaimlerChrysler, FIAT, Ford Europe, General Motors Europe, MAN Nutzfahrzeuge, Porsche, PSA Peugeot-Citroen, Renault, Scania, Volkswagen и Volvo Trucks), «экономические и экологические последствия этих регламентов не были должным образом оценены». В итоге выбросы вредных веществ в атмосферу, по мнению компаний – членов АСЕА, могут не только не уменьшиться, но и увеличиться.

Иван Ходак, генеральный секретарь АСЕА, заявил, что «технологически производителям будет не сложно довести свою продукцию до соответствия новым стандартам», однако «мы можем столкнуться с контр-продуктивным эффектом их введения, так как они нанесут серьезный удар по рынку недорогих дизельных машин». По словам Ходака, в последние годы вредные выбросы автомобилей стремительно падали. Так, дизельные моторы сегодня на 95% менее токсичны, нежели 25 лет назад. С введением же новых норм дизели подорожают примерно на 900 евро, соответственно, покупать их станут меньше, продажи по определению менее экологичных бензиновых автомобилей возрастут, и в результате выбросы, например, СО2 возрастут примерно на 6%.

Таким образом, нормы Euro-5, по мнению членов АСЕА, опережают не столько время и нынешние технические и маркетинговые возможности производителей, сколько финансовые возможности покупателей: последние вряд ли будут готовы больше платить за экологичные автомобили.

Между тем, к самим производителям возникает в связи с этим не меньше вопросов. Цены на новые автомобили растут год от года и без принятия новых экологических норм. Машины с каждым новым поколением становятся все крупнее, богаче по оснащению, как следствие – тяжелее, а значит – мощнее и, в конечном итоге, опять-таки дороже. Так может следует, по Жванецкому, изыскать внутренние резервы здесь и, прекратив погоню за лишними сантиметрами, килограммами и лошадиными силами сделать акцент на экологичность? Ведь так было уже с пассивной безопасностью: сначала производители утверждали, что невозможно сделать автомобиль одинаково безопасным и для седоков, и для пешеходов, однако через некоторое появился Citroen C6, который получил высшие баллы в обеих категориях. Так значит, могут, когда захотят?