НА КРЫЛЕ -ФЛАГ РОССИИ

В российском автоспорте

весной межсезонье. Можно, «прикрывшись»

этим фактом, начать с того, что «появился момент

обратить внимание…». Но начать все же стоит по-другому

Автоспорт — огромный айсберг. Тем, кто на вершине, — достается слава, призы, часы телевизионных эфиров. Всем, кто имеет телевизор, известно, что по нему показывают «Формулу-1», а там ездят Шумахер, Хаккинен… Многие из россиян смотрят по «Евроспорту» трансляции Чемпионата Мира по ралли.

Считалось, что мировой автоспорт для наших гонщиков — тема закрытая, не тот у нас уровень. Успехи российских раллистов середины 90-х были подчеркивающим правило исключением. Но времена меняются. Приходит время если не заявить сакраментальное «Русские идут!», то хотя бы признать, что пора привыкать к тому, что у «боевого» автомобиля на крыле — флаг России.

ТНК РЕЙСИНГ.

КОГДА 13 — БЫЛО УДАЧЕЙ!

Первые попытки «примерить GT на себя» команда сделала еще в прошлом году. Тогда уверенные успехи в национальном кольцевом чемпионате давали возможность экспериментов. Попытки эти дали понимание подхода к участию в столь серьезных международных сериях. Было принято решение в 2001 году от национальных гонок отказаться и перенести на Чемпионат FIA основной акцент.

Тренировки начались, еще когда Россия была усыпана снегом — в феврале. Первые тесты «ТНК-Рейсинг» прошли на автодроме «Рикардо Тормо» в итальянской Валенсии всего через неделю после того, как там же тестировалась новая техника для сезона «Формулы-1». В еще неформальном общении команда познакомилась с будущими соперниками, попала в атмосферу настоящего праздника автоспорта. Было объявлено, что гонки FIA GT в этом году попадают в программу «Гоночный Суперуикэнд Eurosport», наряду с сериями «Formula Renault-2000» и «European Touring Car». Значит — хотя бы часть российских телезрителей сумеет увидеть наших ребят. Эта новость оказалась интересна многим, фан-клуб «ТНК Рейсинг» — один из самых крупных в российском автоспорте.

В поисках нужных настроек помог опыт англичанина Кея, кстати, первого из «легионеров» в российском автоспорте. И на квалификационные заезды перед стартом в легендарной Монце наши выходили уже с немалой уверенностью. Уже не мог испугать даже проливной дождь — знакомо (одна из прошлогодних гонок с участием «ТНК-Рейсинг» была и вовсе остановлена из-за дождя)! В результате — место в середине стартового поля.

У заездов машин GT есть одна особенность. Все стартуют «одной толпой» — и «заряженные» до предела GT, и более простые N-GT (где выступают россияне). Автомобили серьезно различаются в мощности и скорости, и обгоны начинаются уже на первых кругах. Эти соревнования и по телевизору-то смотреть — запутаешься, а каково пилоту: и за дорогой следить на скорости за «200», и четко оценивать — «подпирает» ли тебя твой «непосредственный» соперник, и надо бороться, или сзади накатывает автомобиль более мощного зачета, и необходимо уступить ему. Васильев, отыгравший на старте одну позицию, на пятом круге, по оценке судей, помешал лидеру «старшего» класса. Результат — флаг, предписывающий заезд в боксы и наказание «стоп энд гоу» (полная остановка и вновь старт). Последствия — потеря четырех мест. На трассу Алексей вернулся лишь 27-м.

Но сдаваться никто не думал. Весь последующий час Васильев проходил одного соперника за другим и добрался до 21-й позиции. Пришло время смены пилотов. И — вновь нехватка опыта! На этот раз слишком много времени ушло на «пересаживание» и сопутствующее обслуживание техники. Вновь — возврат на трассу в куда худшем положении. Однако привыкший к «экстремальным ситуациям» Фоменко за «свой» час восстановил потерянные позиции! Следующая смена прошла уже четко, и показанный результат (напомним — 19-е в «абсолюте» и 13-е среди N-GT) хотя и далек от призового, но «слабаками» россияне себя не показали. Скорее — крепкими середняками, что для начала, согласитесь, успех!

Второй этап оказался куда сложнее — погода над чешским автодромом менялась от просто пасмурной до дождя и даже мокрого снега. А специальную резину, необходимую именно в таких условиях, уже было не успеть достать. Хотя автодром «Brno Masaryk» и не самый быстрый («максималка» около 220 км/ч), но зато здесь есть перепады высот. Задача была поставлена — доехать в этой гонке до финиша. Увы, не удалось — после мены пилотов Фоменко проехал всего 6 кругов до момента, когда его буквально «вынес» с трассы один из Ferrari соперников. К слову — гонка оказалась настолько тяжелой, что запланированные 500 километров за трехчасовой лимит времени не сумел преодолеть никто!
НАШЕ МНЕНИЕ: Неплохой для первого полного сезона старт, показывающий, что команду не стоит огульно записывать в аутсайдеры. Хотя до того, чтобы финишировать в призах — путь огромен. В очередной раз Н. Фоменко доказывает, что из развлекающегося шоумена стал реальным пилотом — он не только не теряет набранных более опытным Васильевым результатов, но и может улучшить положение команды. Общая субъективная оценка — «удовлетворительно». Особо стоит отметить смелость руководства команды и ее владельца — компании ТНК. Они не побоялись сделать ставку на не существующие в России и мало у нас известные гонки машин GT.

ИЗ ДОСЬЕ. Команда — «ТНК Racing». Высшее национальное достижение — Чемпион России 2000 года по АКГ («Туризм-1600»). Серия 2001 года — Чемпионат FIA для автомобилей GT. Пилоты: Алексей Васильев, Николай Фоменко. Тренер-пилот — Ричард Кей (лучший «незаводской» пилот ВТСС-1997). Автомобиль — Porsche-996 подготовки Freisinger Motorsport (Германия). Результаты: 1-й Этап (Монца, Италия, 31.03-1.04.2001) — 24 место (из 36) в квалификации, 19 место в гонке в «абсолюте», 13 — в категории N-GT. 2-й этап (Брно, Чехия, 14-15.04) — сход из-за аварии с соперником. Следующий старт — май, трасса «Маньи-Кур».

GS-Rally: КТО БЫ СКАЗАЛ В ДЕТСТВЕ…

Кто знал, что события сложатся именно так! Шасси «Лансера», подготовленное к этому сезону, оказалось одним из самых удачных, что удавалось команде построить. Оставалось снабдить его наиболее современными агрегатами, но… Старт в Каталонии экипаж расценивал как тренировочный — надежд «побить» итальянцев, испанцев, французов на знакомых им с детства трассах было мало. Да и прошлогоднее фиаско висело психологическим грузом. Так что к Rallye de Catalunya решили воздержаться и от покупки дорогостоящей «кулачковой» коробки (разрешенной с этого года и уже активно используемой соперниками), и от заказа 300-сильного мотора на немецком «Раллиарте». Решили обойтись «всего лишь» 260-сильным, а во всеоружии предстать на этапе национального чемпионата в Сочи (с «Сочами» у Грязина вообще отдельный счет — три старта — и ни одного финиша, причем два последних года — страшные аварии).

Испанские тренировки начались заранее — по индивидуальной программе. В результате за 300 километров в «боевом» режиме (удалось договориться с местной полицией и организовать перекрытие участка дороги) получилось опробовать все возможные варианты настройки машины. Погода дала возможность провести тесты и «по солнцу», и под дождем. Так что к началу официального, «зажатого» по срокам ознакомления, за малейшие нарушения режима которого нынче грозит годичная дисквалификация, состояние уверенности уже появилось. Старые записи использовать не пришлось — за год уровень мастерства вырос, и скоростная стенограмма приобрела более «взрослый» вид. То же и с официальным осмотром технической инспекцией ралли — недочеты прошлых этапов были учтены, и автомобиль получил «допуск» беспрепятственно.

И — со старта был взят высочайший темп. На первом же спецучастке — пятое время в классе и две секунды, выигранные у «живой легенды» ралли — шведского ветерана Стига Бломквиста! Дальнейший ход первого круга показал: стартовый рывок — не случайность, можно и дальше держаться в первой пятерке в классе. Станислав признался: «Если бы в детстве, когда я заболел ралли, мне сказали, что я буду на равных гоняться с самим Стигом Бломквистом, да еще и выигрывать у него, ни за что бы не поверил! А теперь я заканчивал первый день на пятом месте в группе, выигрывая у шведа почти 6 секунд».

Все было слишком хорошо, чтобы, как говорится, «быть правдой». Один (но очень важный) электрический тумблер, не переведенный в положение «выключено» перед ночным закрытым парком, привел аккумулятор почти в «мертвое» состояние. Не то что стартером, «с толкача» машина заводиться не захотела. Это был конец! Расстроенный штурман в сердцах щелкал всеми кнопками-переключателями, и… случилось чудо! Последней капли тока хватило, чтобы мотор «заговорил». Удалось даже не опоздать на старт второго круга. А там поджидала очередная неприятность. Второй день «Каталонии» — день жесткого, шершавого асфальта, а прогноз погоды обещал плюс двадцать шесть. В результате в техничку были загружены только «жесткие» колеса, начинающие работать в полной мере только после изрядного прогрева. Это было ошибкой! Уже в первом повороте чудом удалось избежать вылета с откоса, одно колесо машины пронеслось прямо над пропастью. За 32 километра спецучастка резина так и не прогрелась — почти неизношенный протектор показывал: она не «работала»! Второй спецучасток — разворот незадолго до финиша, потеря еще 20 секунд. Экипаж сдавал позиции соперникам на глазах. К третьему «допу» пришлось готовиться заранее — за десять километров начинать «змейкой» и провокацией заноса греть шины. Немного помогло, а к следующему спецучастку механики смогли договориться с шинниками из Michelin и выменять подходящие колеса. И сразу же — третий результат в группе! При том, что ехать пришлось по грязному (от того, что впереди идущие «подрезали» все повороты по обочинам) асфальту. Только раскатились — и отмена последнего спецучастка круга! Там собралось опасное количество зрителей, но нашим ребятам эта мера безопасности явно была «боком». Бломквист не только обошел Грязина, но и уехал на полминуты вперед.

В третий день молодой россиянин и ветеран-швед схлестнулись всерьез. Сначала Бломквист укрепил положение, затем, выйдя на предел возможностей, Грязин чуть-чуть сократил отрыв. Вновь показав третье время в классе на спецучастке. И тут — поломка КПП, той самой, на которой было решено сэкономить! Передачи включались «со второй попытки», рычаг приходилось удерживать рукой. И это — на горном серпантине! На этот раз отмена спецучастка показалась уже подарком судьбы. Оставался последний доп…

За 8 километров до финиша стало ясно — «коробке» конец! Жуткий звук был слышен даже через шлемы. Передачи стали пропадать. Экипаж вспоминает: «Как потом выяснилось, коробка буквально «взорвалась», в ее корпусе образовалось несколько дырок, самая большая из них под 4 сантиметра диаметром! Масло естественно вытекло и при правых поворотах стало из под защиты попадать под левое колесо, пока не кончилось! Только чудом доехали, проиграв Бломквисту всего секунду».

Финишировать на последнем спецучастке и не доехать до финиша ралли — что может быть обиднее? Тут уже чудо сотворили механики. Пластилином, бумагой, тряпками позатыкав дырки, они залили масло, и автомобиль снова смог передвигаться. По крайней мере — 100 километров, остававшихся до финиша! Куда российский экипаж въехал четвертым в своем зачете. Из дюжины, сумевших финишировать в этом классе.

Кто после этого скажет, что такое четвертое место — не успех? Не победа над собственными страхами, ошибками, невезением?

Впереди у GS-Rally — напряженный сезон. И старты в национальном чемпионате, и еще три выезда на этапы Чемпионата Мира. Основные ставки экипаж делает на асфальтовые старты — в Италии и на Корсике. Ну и, конечно, — на «реванш» в Сочи. А вот на «грунте» есть еще над чем поработать. Хотя на национальных ралли эта команда уже и так — соперник грозный. Немногие у нас имеют столь серьезный опыт, как они. Но трезвая, лишенная переоценки своих сил позиция — «фирменная» черта московской команды.

Жаль только, что со всем приходится справляться исключительно своими силами. В первую очередь, это касается финансовых затрат. Обидно видеть, как на машинах других экипажей красуется чуть ли не национальная символика. Огромная надпись Uruguay — на борту «Лансера» Густаво Треллеса, ливанца Рождера Фейхали благословляла на гонку чуть ли не вся его страна. Чтобы пресс-релизы оманца Хамеда Аль-Вахаиби попали везде, где только возможно (даже в ежегодник «Мировые ралли»), — тоже заботятся. Национальная Федерация автоспорта Франции «отмазывает» своего юного пилота Оливье Марти, спасая от грозящей дисквалификации за нарушение режима тренировок. Мол — не знал, что заехал на дистанцию будущей гонки. Даже из жуткой аварии молодой англичанки Натали Бэррет в Португалии сделали «PR-акцию».

И только у нас экипаж, имеющий самую насыщенную программу раллийных выступлений на международном уровне, показывающий явный прогресс, — как будто никому и не нужен. Редкие спонсорские наклейки на белоснежном борту «Лансера». И — одинокий российский флаг, единственный на ралли высшего мирового уровня…

НАШЕ МНЕНИЕ: Удивительный результат — на асфальтовой трассе удалось «накатить» немалое число южноевропейских пилотов, выросших на этих дорогах. Причем на машине, оказавшейся не совсем готовой. К счастью, неудачи прошлого сезона (три «списанных» автомобиля за год, авария в той же Каталонии) не сломили дух экипажа. Что подтвердила и победа в острейшей борьбе на 1 этапе чемпионата России, и успех в Испании. Общая субьективная оценка — «пять с минусом». «Особые отметки»: Станислав Грязин — один из первых представителей «бизнес-класса» в российском ралли, за несколько лет ставший по-настоящему серьезным гонщиком. Команда имеет достаточно трезвые и выверенные подходы к стратегическому развитию. Но на том уровне, на котором сейчас выступает GS-Rally, без серьезной спонсорской поддержки уже тяжело. А ее пока — увы, недостаточно.
Разные команды, разные судьбы, разные соревнования. Одни выбрали престижный класс кольцевых прототипов, другие — «клубный» раллийный зачет. За спиной одних — нефтяной гигант, вторые — решают проблемы собственными силами. Пока ни тем, ни другим не «светит» подняться на первые ступени пьедесталов своих соревнований. Но — они наши, и они представляют страну в закрытом для нас долгие годы мире большого автоспорта. И забывать о них, обижать невниманием — было бы предательством. «THK-Рейсинг», «GS-Rally», «LUKOIL-Арденн Россия», выступающая в «Формуле-3000», последней ступени перед «F-1», пилоты «Клуба Рейсинг», вступившие в борьбу в Чемпионате Италии на своих «Формулах-3″… Мы еще расскажем о них. О тех, кто несет по гоночным трассам мира российский триколор…
Кстати, пока готовился материал, поступило еще несколько новостей о «наших там». И новости как на подбор хорошие:
На этапе Кубка Мира по ралли-рейдам Optic-2000 (Тунис) «камазовский» экипаж В. Чагина выиграл зачет грузовиков «в одни ворота». Неплохие результаты и у экипажей А. Хроля и В. Ракитянского — 5 и 6 место в зачете легковых автомобилей.

Роман Русинов — мало известный на родине молодой пилот, уже не первый год выступающий в европейских «формульных» сериях, в июле приглашен на тесты в Benetton! Наконец-то фамилия нашего соотечественника прозвучала рядом с реальной «Формулой 1»!

Команда «Арденн-Россия» достигла на втором этапе F-3000 в Монце яркого успеха. Первый пилот — Даррен Мэннинг — финишировал вторым из 26 участников, отстав от победителя всего на 3.5 секунды! Впервые в «десятке» оказался и второй пилот — Виктор Маслов. После двух этапов Мэннинг оказался на 4 месте в зачете пилотов, а «Арденн-Россия» — четвертой из 10 заявленных команд.

Московская команда «Спорт-Гараж», участвующая в Чемпионате России в классе «Туринг» (бывший «Туризм-2000») и являющаяся инициатором «Кубка Polo», приняла решение о том, что в первые дни мая ее пилоты — О. Кесельман и С. Крылов — стартуют в первом этапе престижной немецкой серии DTC.

Текст: Антон Борисенко

Фото: Автор,

пресс-служба ТНК-рейсинг

ИЗ ДОСЬЕ: Команда: «GS-Rally». Экипаж: пилот Станислав Грязин, штурман — Дмитрий Еремеев. Высшее национальное достижение: вице-чемпионы России в «абсолютном» зачете и чемпионы в группе N 1999 года. Серия 2001 года: Чемпионат Мира FIA для пилотов «серийных» автомобилей (группа N). Автомобиль: Mitsubishi Lancer Evolution VI подготовки GS-Rally. Результаты: ралли «Швеция» (февраль) — сход, вылет с трассы. Ралли «Каталония», 23-25.03.2001, Испания. 23 место в «абсолюте» и 4 — в классе (из 22 и 94 стартовавших соответственно). Следующий старт — Neste Rally Finland, август.